Образование или насилие

Куда пойти учиться?

Сейчас этот вопрос имеет, наверно, миллион ответов. Вам предоставлен широкий выбор гимназий, супергимназий, колледжей, лицеев, частных и специализированных школ с уклонами на любой вкус. Смешная сторона этого вопроса состоит в том, что решать за ребенка, в какую сторону ему уклоняться, предстоит вам.

Многие дети уже до школы умеют читать, писать и даже немного знают английский. Ребенок — не совсем пластилин, вряд ли можно вылепить из него что угодно, но вложить в него можно бесспорно многое, был бы хороший педагог.

Но если родители целиком и полностью полагаются на школу, им остается только с трепетом ожидать — что же из этого выйдет. А если хочется помочь?

Первая помощь в данном случае состоит в том, чтобы ребенку не мешать. Бывает ведь по-разному:

Мама возвращается с собрания грустная — у дочери среди пятерок появились две четверки. Другая мама возвращается с того же собрания на крыльях: наконец у ее дочери среди многочисленных троек появились две четверки.

Все зависит от наших установок и ожиданий. Мы постоянно хотим видеть своего ребенка каким-то определенным: обязательно отличником, умником, молодцом.

Но вот он получил не ту оценку, и мы уже испытываем чувство горького разочарования и говорим с упреком: «Ты ведь можешь!» А можешь — значит должен.

— Мама, ну что ты так переживаешь, — спрашивает дочь-семиклассница, — что из того, что у меня появились четверки? Ты сама-то как училась, у тебя и тройки были, кому сейчас до этого есть дело. Ты теперь классный специалист, и никто никогда у тебя твоих школьных оценок не спросит.

— Я училась плохо, потому что не была способна на большее, а ты можешь, поэтому с тебя и спрос другой.

Выходит, что способности ребенка налагают на него какие-то обязательства перед всем миром: быть отличником, утереть всем нос на олимпиаде, быть первым во всем, в противном случае он рискует разочаровать своих близких. «Мы на тебя так надеялись, а ты?..» Ребенка это подавляет. Ведь не получив очередной пятерки, он как бы становится должником честолюбивой мамы.

Общение с ребенком должно строиться только на взаимной симпатии, приносить радость, а не оправдывать какие-то нелепые ожидания. Все, что вы можете ему дать, это любовь к познанию, помочь осознать свои склонности, позволить ему сменить несколько кружков и секций и выбрать то, что ему действительно по душе.

Кстати, ни отличная учеба в школе, ни красный диплом еще не обещают классного специалиста, но уже говорят (по статистике) об общем конформизме.

Знаю одного человека, который окончил в незапамятные времена обычное ФЗУ (ПТУ по-нашему), а потом его на руках носили в институте ядерной физики за талант воплотить то, что физики-теоретики изобретали на бумаге. Прошло много лет, и никому ни разу не пришло в голову, что у него нет высшего образования, потому что его талант, общий культурный уровень и интеллект давно превзошли все кандидатские степени. Но это, как правило, происходит только с теми, кто искренне увлечен своим делом, а не оправдывает чьих-то ожиданий.

А в одной моей знакомой талант так и погиб. Она мечтала стать парикмахером, но семья настояла на ее поступлении в технический вуз, к которому у нее ни душа, ни ум расположены не были. В результате — плохой инженер, а мог бы получиться гениальный парикмахер.

Что лучше?

Для родителей, может быть, лучше, что она инженер, Важно соседям сказать при случае, что дочь вуз кончила. A для нее?

Чего еще не стоит делать? Самая распространенная вещь, которая всегда происходила и происходит в школе и дома, это когда нам кого-то ставят в пример. То есть нас сравнивают с кем-то не в нашу пользу, да еще  считают, что после этого мы станем того человека догонять и перегонять.

Что же выходит в таких случаях? Тот, кого поставили ребенку в пример, становится ненавистен ему уже потому, что кто-то откровенно заявил, будто этот мальчик или эта девочка в чем-то лучше. Дотянуться до искусственно поставленной цели — задача не из легких.

Не получится — сохранится озлобленность, тайная зависть к недостижимому (потому что мама включила это в список ценностей), чувство собственной неполноценности.

А если получится? Ребенок навсегда запомнит, что суть не в том, чтобы учиться с интересом, а в том, чтобы обскакать кого-нибудь на «лихом коне».

Итак, в заключение перечислим меры предосторожности, несоблюдение которых может нарушить естественное течение образовательного процесса ваших детей:

и не мешайте ребенку искать себя;

и не мучьте себя и его какими-либо ожиданиями относительно его успехов или направления его развития (если, разумеется, оно не криминальное);

не ставьте никого в пример! (Если вам совсем невмоготу, поищите пример среди литературных героев. Я, например, не нашла: сплошные Карлсоны, Пеппи Длинныечулки и прочие крайне независимые личности. Но я, возможно, плохо искала. Попробуйте сами отыскать героя, который слушался бы родителей, вел себя хорошо, отлично учился и был бы при этом любим маленькими читателями.)

Leave a Reply