Ориентиры для мамы

Давайте совершим небольшую экскурсию в будущее, посмотрим вместе с новорожденным на его успехи.

К концу первого месяца здоровый младенец, лежа на животике, поднимает и удерживает голову в горизонтальном положении. А если поставить его ножками на стол лицом к себе, поддерживая обеими руками за грудку и слегка наклонив вперед, он должен сделать несколько шажков. Это очень забавно! Не забудьте только поддерживать его голову сзади указательными и средними пальцами обеих рук. Он умеет фиксировать свой взгляд, появляется первая улыбка. Это очень важный показатель состояния нервной системы!

К концу второго месяца грудничок активно отвечает улыбкой на вашу улыбку и речь (говорите с ним чаще, пойте ему песенки). Если поведете перед лицом ребенка яркой игрушкой то в одну, то в другую сторону, он будет следить за ней. А в два (иногда в три) месяца малыш, сидя на ваших руках, уже сам удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослых. С этого месяца он активно стремится общаться! Теперь, лежа на животе, держит голову, приподнимая плечевой пояс и опираясь на предплечья. В таком положении он чудо как хорош. Не правда ли, многие альбомы украшают такие фотографии!

В три месяца дитя гулит, поворачивает голову на звук; самостоятельно (или с вашей небольшой помощью) переворачивается со спины на бок, вправо и влево. Если, приблизив лицо к ребенку, лежащему на спине, ласково с ним заговорить, малыш порадует резвыми, активными движениями ручек, ножек — он как бы смеется всем тельцем, радуется. В эти минуты мать и ребенка объединяет волна счастья и взаимопонимания. Такую реакцию здорового малыша медики называют комплексом оживления, характеризуя по ней состояние нервной системы как весьма положительную.

В четыре месяца ребенок громким смехом отвечает на ваши заигрывания, а яркую, звучащую игрушку, подвешенную над кроваткой, может ухватить и подолгу заниматься ею.

Попробуйте отойти от кроватки и позвенеть погремушкой, окликнуть его, и малыш обязательно найдет направление источника звука.

В четыре-пять месяцев он отличает чужих от близких, радостно выражая удовольствие от общения с родными. Лежа на животе, приподнимается, опираясь о ладони выпрямленных рук, поле зрения его расширяется, информация об окружающем мире увеличивается.

В пять-шесть месяцев малыш начинает ползать на животе. Это очень важный навык, так как ползание не только укрепляет мышцы, но способствует и умственному развитию: расширяет возможности ознакомления с внешним миром. Стимулируйте это движение. Поманите ребенка игрушкой, ласковым словом. Он стремится поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, вначале с вашей небольшой помощью, а затем и самостоятельно; берет игрушку, которую ему предлагают. Именно сейчас вы услышите начало лепета. Малыш становится более подвижным, пытается садиться.

В пять-семь месяцев играет с предметами, перекладывая их из рук в руки; берет игрушки из положения лежа и сидя, хорошо ползает на животе, начинает ползать на четвереньках. У него появляется еще больший простор для познания мира и новых ощущений. Малыш развивается не только физически, но и умственно, уже произносит отдельные слоги: «ма», «ба», «да». На ваш вопрос (например: «Где ляля?») находит и показывает игрушку. Может стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув ноги и опираясь всей стопой.

В семь-восемь месяцев радует разнообразием движений с игрушками, подолгу занимается ими: размахивает, перекладывает, складывает; самостоятельно садится в кроватке. Если вы не злоупотребляли памперсами, у малыша появляются навыки опрятности (просится на горшок).

В девять-десять месяцев с ним можно и нужно общаться более разнообразно: он охотно повторяет слоги, а иногда и отдельные слова. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте обо всем, что делаете, о том, что он видит. В этот же период ребенок переступает ножками, придерживаясь за неподвижную опору или родительскую руку, вскарабкивается на невысокую поверхность и слезает с нее.

В девять-одиннадцать месяцев может сам вставать и стоять, с поддержкой и даже самостоятельно.

В одиннадцать-двенадцать месяцев понемногу ходит самостоятельно; имеет запас простейших слов. Общение с малышом должно быть еще более разнообразным.

Сроки появления всех этих показателей эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первого года жизни несколько условные — они могут появляться немного раньше или позже (в пределах одной-двух недель).

Очень важно уметь выявлять состояние мышечного тонуса — степень напряжения мышц. У здорового доношенного малыша в возрасте до трех месяцев при попытке отвести его ручки в стороны, согнуть и разогнуть их чувствуется небольшое сопротивление; до четырех месяцев — это же отмечается при разведении ножек, их сгибании и разгибании. Для такого возраста это физиологическое (нормальное) напряжение мышц. Ребенок постарше свободно позволяет делать эти и другие движения — вы уже

не почувствуете прежнего сопротивления. Нормальный (физиологический) мышечный тонус — важный показатель благополучия: он определяет своевременное формирование у ребенка требуемого уровня психомоторного и физического развития.

Недоношенные дети отстают в развитии от своих сверстников, как правило, пропорционально массе тела при рождении: чем она была меньше, тем больше отставание. Так, например, если здоровый доношенный ребенок удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери, в два-три месяца, то у недоношенного малыша этот навык появляется в пять месяцев, если при рождении он весил 1750 г, в четыре — до 2000 г., в три-четыре месяца — до 2500 г.

Если ребенок недоношен, этапы его развития могут быть пройдены несколько позже.

В отличие от размеров и способностей, темперамент ребенка мало меняется со временем. Со временем вы узнаете о темпераменте вашего малыша и научитесь ухаживать за ним более эффективно и с большей радостью для себя. Одни малыши не доставляют особых хлопот, с другими же, более активными и возбудимыми, придется проявить больше терпения и гибкости.

Не тревожьтесь, если ваш ребенок проходит определенные вехи развития позже или раньше, у каждого малыша свой темперамент.

Однако, если ребенок постоянно отстает по срокам или же пропускает некоторые этапы развития, следует обратить на это внимание детского врача. Своевременное лечение может улучшить развитие и значительно сократить отставание.

Таблица 1

Ориентиры для мамы

Физическое развитие

Питание

Психомоторное развитие

Первый месяц

К концу месяца прибавка массы тела — в среднем на 600 г; увеличение длины тела — на 3 см, увеличение окружности головы — на 1-1.5 см.

Оптимальное — материнское молоко: 6 кормлений через 3-3,5 часа. Ночной перерыв — 6 часов. При искусственном вскармливании -молочные смеси, от 80 мл в начале до 100-120 мл на кормление.

Второй месяц

Прибавка массы тела — в среднем на 800 г, увеличение длины тела -на 3 см, окружности головы — на 1,5 см.

6 кормлений через 3,5 часа по 120-140 мл + фруктовые (яблочный, лимонный, вишневый…) соки, начиная с 1/2 чайной ложки до 5-6 чайных ложек.

Третий месяц

Прибавка массы тела в среднем -на 800 г, увеличение длины тела -на 2,5 см, окружности головы — на 1,5 см.

6 кормлений через 3,5 часа по 130- 150 мл + соки и яблочное пюре, от 1/4 чайной ложки до 5-6 чайных ложек.

Возможные проблемы вышеуказанных месяцев

1 Просит есть нерегулярно чаще, реже, среди ночи, В первые 4-6 недель пойдите ему навстречу при грудном вскармливай,», у здорового ребенка к этому сроку вырабатывается нужный ритм При искусстве ном -отклонения от графика допустимы в пределах 20-30 минут, ночной перерыв обязателен

2 Плохо переносит соки, фруктовое пюре — можно отложить их введение до трех месяцев При грудном вскармливании они менее обязательны, чем при искусственном

3 Беспокоят кишечные колики. Профилактика и помощь: укладывание перед едой на живот, поглаживание живота по часовой стрелке, тепло на живот (согретая пеленка), специальные детские травяные чаи с фенхелем, ромашкой; положение-вертикально на руках у взрослого

Четвертый месяц

Средняя прибавка массы тела — 750 г, увеличение длины тела — на 2,5 см. Начиная с этого месяца каждая последующая прибавка массы тела обычно уменьшается на 50 г.

6 кормлений через 3,5 часа по 150-170 мл. При вскармливании грудью или смесями, максимально приближенными к грудному молоку, — дополнительно только соки и фруктовое пюре. Введение желтка и творога по последним рекомендациям отнесено на более поздние сроки.

Радуется, видя мать, поворачивает голову в сторону, откуда раздается голос, звон погремушки. При ласковом обращении взрослого оживляется, громко смеется, поднимает ручки, размахивает ими.

Пятый месяц

Прибавка массы тела — 700 г, увеличение длины тела — на 2 см. Общая масса тела удваивается по сравнению с первоначальной

С середины месяца — прикорм овощным пюре, от чайной ложки постепенно довести до 180-200 г. На полную порцию — 5 г сливочного или растительного масла. Соки — до 50-60 мл в 2 приема, фруктовое пюре — до 50г. Разнообразные соки и пюре, все новое начинать с уменьшенных порций.

Свободно берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее, поворачивается со спины на живот, ровно стоит при поддержке под мышки, певуче гулит, ест с ложки полужидкую пищу.

Шестой месяц

Прибавка массы тела — 650 г, увеличение длины тела — на 2 см. Показатели гармоничности развития: ширина плеч составляет 1/4 длины тела. Окружность грудной клетки превышает окружность головы.

С конца пятого — начала шестого месяца после полной замены одного дневного молочного кормления овощным пюре — переход на 5-разовос кормление через 4 часа. Начать также постепенно вводить второй прикорм -кашу (второе утреннее кормление).

Общий объем пищи, включая соки, — не более литра.

Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи, переворачивается с живота на спину; подолгу занимается игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую, начинает произносить первые слоги.

Возможные проблемы вышеуказанных месяцев

Могут выявиться не замеченные ранее неврологические отклонения: ребенок отстает в развитии движений, мало или совсем не улыбается, не реагирует на ласковую речь, резко запрокидывает голову, при испуге закатывает глаза так, что почти не видно зрачка. Необходима консультация невропатолога. Четвертый месяц — типичное время проявления рахита. Самый очевидный его признак — повышенная потливость головы, ладоней и стоп. Необходимые меры: увеличить пребывание на свежем воздухе, провести по назначению врача курс лечения витамином D.

Седьмой месяц

Прибавка массы тела — 600 г;

прибавка длины тела — 2см.

5 кормлений через 4 часа. Дополнительно к четвертому кормлению (в 18 часов) — творог, растертый с молоком или фруктовым пюре, начиная с одной до 3-4 чайных ложек. С середины месяца добавлять в овощное пюре сваренный вкрутую желток, начиная с крошки до 1/4 — 1/2.

Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросать. Начинает ползать, к концу месяца уверенно передвигается на четвереньках.

Восьмой месяц

Прибавка массы тела — 550 г;

прибавка длины тела — 2 см.

5 кормлений через 4 часа. К овощному пюре (третье кормление в 14 часов) добавлять растертое мясное пюре из постной свинины, говядины, начиная с чайной ложки до 50 г (порция вместе с овощным пюре — 220-250 г). Желток давать с кашей.

Сам садится и ложится, встает, держась за барьер, стоит, переступает. Выполняет Просьбы: «сделай ладушки», «дай ручку». Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Девятый месяц

Прибавка массы тела — 500 г; прибавка длины тела — 1.5 см.

5 кормлений через 4 часа. Первое и последнее — грудное молоко или молочная смесь. В четвертое кормление (в 18 часов) молоко или смесь постепенно заменить кефиром плюс 40 г творога. Общее количество сока к

этому возрасту — 70 г (в два приема), фруктовое пюре — 60 г.

На вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их месторасположения. Знает свое имя. Подражая взрослому, повторяет за ним слоги, воспроизводит интонацию.

Возможные проблемы вышеуказанных месяцев

Аллергические реакции на какие-нибудь введенные в рацион продукты: воспаление, покраснение кожи щек, различные высыпания, зуд, беспокойство. Исключить самые вероятные аллергены — яйцо, клубнику, морковь и другие фрукты и овощи красного и оранжевого цвета, мясо курицы, коровье молоко. Выясняя чего не переносит ребенок, вести пищевой дневник, записывать, что он ел, и какие появились реакции, не давать два новых продукта в один день.

Десятый месяц

Прибавка массы тела — 450 г;

увеличение длины тела — 1,5см.

Набор продуктов остается прежним. Каши можно разнообразить; делая- ассорти из разных круп. добавляя в них фрукты: яблоко. банан, ягоды. U кашу кладут 5 г сливочного, в пюре — 5 г растительного масла. При склонности к запорам полезно пюре из сливы, и персика.

По просьбе взрослого разнообразно действует с предметами: закрывает и открывает коробочку, вкладывает мисочку одну в другую, вынимает из мисочки или коробочки, кладет их обратно. Может взять мелкий предмет пинцетообразным движением двух пальцев — большого и указательного.

Одиннадцатый месяц

Прибавка массы тела — 400 г;

прибавка длины тела — 1.5см.

При грудном вскармливании из двух оставшихся кормлений одно (утреннее) заменить кефиром. Мясное пюре постепенно заменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяца раз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.

Стоит самостоятельно, делает первые шаги. По просьбе находит мяч, часы, машинку. Надевает кольца пирамидки, снимает их. Умеет поставить кубик на кубик. Произносит первые слова- обозначения: «дай», «на», «ав», «ба».

Двенадцатый месяц

К году первоначальная (при рождении) масса тела утраивается, общая прибавка длины тела — 25 см.

К пюре с мясом или рыбой предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощей либо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенок просыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее (пятое) кормление грудью заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит, отменить вообще.

Узнает по фотографин знакомого взрослого. Выполняет поручения — «принеси», «найди», «отдай». Легко повторяет за взрослым новые слоги произносит до десяти слов. Знает слово «нельзя».

Возможные проблемы вышеуказанных месяцев

1 Ребенок не жует, давится комочками, у нервных детей может развиться привычная рвота. Более тщательное перетирание — не выход. Главная мера: стимулировать интерес ребенка к еде. его самостоятельность и активность, давая в правую руку ложку, в левую — кусочек хлеба, моркови (если нет диатеза), цветной капусты, ломтик огурца, четвертушку очищенного яблока.

2. Не любит садиться на горшок. Проверить, удобен ли он. Не проявлять излишней настойчивости — это может усилить протест. Предлагать процедуру спокойно, доброжелательно, в момент наибольшей вероятности успеха — после сна, через 15-20 минут после еды. За отсутствие результата не порицать. Памперсы надевать только на прогулку.

Источник: В.Н. Челнокова «Первый год малыша: месяц за месяцем».

Leave a Reply