Второй месяц жизни младенца

Ваш малыш и раньше улыбался, но непроизвольно. А на 4-5-й неделе он впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова. Это — знак понимания, малыш готов к диалогу.

Почаще говорите ласковые слова, вызывая улыбку, и увидите его разные улыбки: дружеские, облегчения и порой кокетливые. И вы, и ваш малыш получите огромное удовольствие.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца — интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки. А лучше — пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см — именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете . передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки — в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных — он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания — ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он — нас.

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития. Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность — малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе. Все это требует увеличения энергетических ресурсов — надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений — около 800.

Природой это предусмотрено — на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать, и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях, прежде всего, пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков.

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей. Метод так и называется — «кожа к коже». Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ. Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать — сыт ребенок!

По классической схеме вскармливания, с третьей-четвертой недели жизни в рацион ребенка вводят фрукты и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Хотя эта рекомендация проверена десятилетиями, в последнее время в нее вносят некоторые коррективы. Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более, что при грудном вскармливании — именно при грудном! — особо острой необходимости в них пока нет.

Восемь минут радости

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день он гуляет — сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже по часу-полтора и даже больше (если температура не ниже — 10°-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время — перед вечерним кормлением — его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, — не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа — это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

Возможные беспокойства

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был

спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть, весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками. Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» — говорит он этим плачем.

Что же можно сделать? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это — домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой. Эффективно гомеопатическое лекарство магнезия фосфорика (по одной крупинке 3-5 раз в день). Крупинку тоже надо растолочь, но без соприкосновения с металлом, и размешать с водой. Если хватит терпения недели на две, боль в животе будет меньше мучить ребенка, даже совсем прекратится. А пока этот эффект не наступил, в острые моменты можно дать три крупинки с интервалами в десять минут.

Сейчас в продаже появился специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов. Остается только сожалеть, что чай этот слишком дорогой.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!». Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом — не каприз, а потребность ребенка и, часто, единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или при родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе — при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазнэго яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову так, что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены — трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова — левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка. А такому она просто необходима. И — срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включается массаж. Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж — дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если

даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника — повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника — рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека — трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы — защита на всю жизнь!

Массаж

Самостоятельно овладеть методикой массажа достаточно сложно. Лучше пригласить квалифицированного специалиста, но в силу каких-либо обстоятельств вы решили заниматься с малышом самостоятельно. В этом случае вам помогут адаптированные методики некоторых упражнений.

Прежде всего, следует уяснить:

  • У новорожденного трудная задача — приспособиться к миру в который он попал. Поэтому в первые 4 недели врачи не осложняют, жизнь этих крох дополнительной нагрузкой. К ним приступают на втором месяце, причем после полугода значение массажа постепенно отходит на второй план, а все больше времени начинает занимать гимнастика.
  • Плохое самочувствие ребенка — абсолютное противопоказание к занятиям! Подождите, пока он окончательно не выздоровеет.
  • Обычно детям нравятся массаж и гимнастика. Они легко усваивают упражнения и, становясь старше, старательно «помогают» вам. Если же малыш поначалу проявит неудовольствие, не расстраивайтесь. Отвлеките его игрушкой, успокойте ласковым словом, возьмите на руки.

Придется проявить терпение: ребенок войдет в ритм занятий и привыкнет к процедурам постепенно. А «невзлюбил» какое-то конкретное упражнение — делайте его последним или сократите число повторений. Не усердствуйте чрезмерно — неприятные ощущения, а тем паче боль, младенец запомнит надолго. Покраснение кожи, если оно возникает под вашими руками, должно быть умеренным и равномерным. Никаких красных пятен и, уж конечно, синяков на детском тельце оставаться не должно.

  • Занятия хороши ежедневно по утрам, за час до кормления или через два часа после него, при температуре 20-22°С, в светлой, хорошо проветренной комнате, без сквозняков.
  • Делайте массаж и гимнастику на пеленальном столе, к которому можно свободно подойти с трех сторон.
  • Приступая к занятиям, тщательно вымойте руки с мылом. Снимите часы, кольца, браслеты — то, чем можно малыша поцарапать. На ваших руках не должно быть ран и ссадин, ногти следует коротко остричь.
  • Мази и кремы не используйте.
  • Ребенок остается голеньким во время массажа, первой части комплекса. А вот для гимнастики экипируйте его как настоящего спортсмена — в рубашечку или футболочку с короткими рукавами и трусики или памперсы.

Упражнения на мяче

Упражнение 1.

Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит животом на надувном мяче; ноги согнуты в виде «лап лягушки» и прижаты к мячу. Ваш помощник удерживает ноги малыша в этом положении, а вы берете ладошки ребенка в свои руки и тянете его на себя, после чего возвращаете в исходное положение. Повторите 10 раз. Не забудьте постелить на мяч пеленку!

Упражнение 2.

И. п., как в упражнении 1. Ваш помощник расправляет ладошки ребенка, чтобы все пальчики стали прямыми, и прижимает их к мячу. Вы держите малыша за голени и тянете их на себя, затем возвращаете его в и. п. Повторите 10 раз.

Упражнение 3.

И. п., как в упражнении 1. Ладощки(малыша прижаты к мячу вашим помощником, который удерживает его, а ваша задача — взять в руки стопы ребенка и, поворачивая его на мяче вниз, поставить стопы на горизонтальную поверхность застеленного пеленкой стола. Тело малыша остается на мяче, вы же следите за тем, чтобы опора была на всю стопу, поджатые пальчики нужно расправить. Нельзя ставить малыша на внутренний или наружный края стоп. Соприкосновение стоп с поверхностью стола кратковременно: не задерживаясь, переведите мяч в исходное положение. Повторите 10 раз. .

Упражнение 4.

И. п., как в упражнении 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч, чтобы малыш коснулся поверхности стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы он не ударился лбом! Повторите 10 раз.

Упражнение 5.

Ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете из стороны в сторону и вперед-назад — по 10 раз в каждом направлении. Упражнение способствует расслаблению мышц.

Если вы заметили, что малыш постоянно выгибается вправо или влево, лежа на животе или на спине, то есть тонус мышц с одной стороны выше, чем с другой, выполняйте упражнение 6.

Упражнение 6.

Ребенка положите боком на мяч: если он выгибается вправо — на правый бок, если влево — на левый. Плавно покачивайте мяч вдоль оси тела ребенка. Повторите 10 раз.

Упражнения на мяче помогают малышу расслабиться и облегчают дальнейший массаж.

Массаж спины

Застелите стол сложенным в несколько раз байковым одеялом и поверх него положите пеленку. Скатайте валик из плотной пеленки и подложите под грудь ребенка. Ваш помощник вытягивает вперед руки малыша, прижимая их к поверхности стола расправленными ладошками.

1.  Поглаживание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев снизу вверх по спине, начиная с ягодиц, которые тоже массируют. Повторите 5-6 раз.

image046

2. Растирание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев, их средними фалангами, круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. Повторите 4 раза.

3. Поглаживание (см. упр. 1).

4. Разминание. Костяшками сомкнутых пальцев делайте спиралеобразные движения снизу вверх по спине. Повторите 3-4 раза.

5. Завершите массаж спины поглаживанием (см. упр. 1).

Массаж рук

Массируют только наружную поверхность рук — сначала плеч (между локтевым и плечевым суставами), затем предплечий (между лучезапястным и локтевым суставами).

1.                             Поглаживание выполняют снизу вверх ладонной поверхностью сомкнутых пальцев. Повторите 5-6 раз.

image049

2. Растирание — в том же направлении и порядке. Повторите 5-6 раз.

3. Поглаживание (см. упр. 1).

4. Разминание, как при массаже спины, делают снизу вверх. Повторите 3-4 раза.

5. Поглаживание (см. упр. 1).

Дыхательная гимнастика.

И. п. — на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и скрестите его руки у него на груди, попеременно располагая сверху то левую, то правую. Повторите 4 раза.

image051

Затем одновременно поднимите обе руки малыша вверх, заведите их за голову ребенка так, чтобы они легли на поверхность стола параллельно друг другу. Затем опустите руки, вытяните их вдоль бедер. Повторите 4 раза.

Массаж живота

Ладонью правой руки делайте круговые поглаживания живота по часовой стрелке 10-12 раз.

image053

Массаж ног

Методика и последовательность те же, что и при массаже рук. Массировать нужно только переднее наружные поверхности бедер и голеней.

Упражнения для ног

И. п. — на спине.

1. Согните ножки малыша в тазобедренных и коленных суставах, сомкните их, сблизив голени. Ваш большой палец придерживает колено, а четыре пальца сбоку обхватывают таз ребенка. Расположив таким образом свои руки на ножках малыша, выполните повороты таза в стороны. Повторите по 10 раз в каждую сторону.

2. Левую руку и правую ногу младенца поочередно сгибайте и разгибайте 10 раз. Затем проделайте то же самое с его правой рукой и левой ногой.

image054

3. Разведение ног в тазобедренных суставах. Повторите 10 раз. Ваши усилия, преодолевающие сопротивление ребенка, должны быть умеренными. У детей это упражнение — не из любимых.

Внимание! Детям с дисплазией тазобедренных суставов выполнять упражнения для ног можно только с разрешения врача-ортопеда.

Повороты со спины на живот

И. п. — на спине. Ваш помощник поднимает вверх правую ручку ребенка и удерживает ее в таком положении.

image056

Вы берете левую ручку малыша в свою левую руку, а правой держите правое бедро ребенка. Помощник прижимает к столу ладонь правой вытянутой руки ребенка, расправляя пальчики. Вы перекидываете его левую ножку через правую, и малыш поворачивается на животик. Сделайте по 10 поворотов вправо и влево.

Ползание на животе

И. п. — на животе. Ваш помощник берет ребенка за руки, вы — за ноги. Помощник вытягивает вперед правую ручку малыша, расправляя пальчики и прижимая ладошку к поверхности стола. Вы сгибаете левую ножку ребенка и подтягиваете ее к животику. Затем то же проделываете с левой ручкой и правой ножкой младенца, после чего возвращаетесь к предыдущему движению. Так выполняют 10-20 «ползающих» движений. Если малыш ! плохо держит голову, вам понадобится еще один ассис- 1 тент, который будет поддерживать ее ладонями с боков I так, чтобы голова ребенка находилась по средней линии.

image058

Начиная с 4 месяцев ребенок должен освоить следующие движения: присаживание, присаживание держась за палочку, стояние на четвереньках, приседания и наклоны на палочке.

Присаживание

И. п. — на спине. Ручки малыша вытянуты вдоль туловища. Ваш помощник прижимает ладошку правой руки ребенка к столу в нескольких сантиметрах от его тела. Вы одной рукой придерживаете ножки малыша, чтобы они не сгибались и не отрывались от стола, а другой приподнимаете его за спинку и заставляете сесть с опорой на правую ручку. Туловище младенца при этом слегка отклоняется вправо, ручка немного сгибается в локте.

image060

Таким образом вы обучаете ребенка садиться. Освоив стереотип этого движения, он будет выполнять упражнение все более активно и к шести месяцам сможет обходиться без вашей помощи. Делайте 10 присажива-ний с опорой на правую ручку и столько же — с опорой на левую.

Присаживание с помощью палочки

И п. — на спине. Пальцы обеих рук малыша (большие — снизу, остальные — сверху) охватывают палочку диаметром 2-3 см.

image062

Поскольку ребенок обычно держится слишком слабо и в любой момент может отпустить палочку, придерживайте его пальчики своими руками, одновременно заставляя его оторвать спину от стола и присаживая малыша. Ваш помощник фиксирует ножки младенца, как в предыдущем упражнении. Одновременно он должен следить за тем, чтобы ребенок не ударился затылком о поверхность стола, ложась на спину. Повторите 10 раз.

Стояние на четвереньках

И. п. — на животе. Подведите свою ладонь под грудь малыша, приподнимая его, а другой рукой согните его ножки в коленных и. тазобедренных суставах. В это время помощник прижимает расправленные ладошки ребенка 1 к поверхности стола на ширине плеч. Дайте ему побыть в этой позе около минуты. Поначалу, когда реакции равновесия еще не выработались, малышу будет трудно сохранить положение на четвереньках, но с течением времени приходит устойчивость.

image064

Приседание на палочке

Положите палочку на стол, накройте ее в несколько раз сложенной пеленкой. Возьмите ребенка под мышки. Пусть ваш помощник установит ножки малыша на ширине плеч так, чтобы палочка располагалась строго посередине между его носками и пятками. Во время приседаний стопы не должны смещаться. Повторите 10 раз.

image066

Наклоны на палочке

Стопы малыша фиксируют, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживайте спереди ножки ребенка, чтобы они не сгибались в коленях, а правую подведите под грудь и живот. Наклоните туловище ребенка. Повторите 10 раз.

Ползание на четвереньках

Выполняется с шестимесячного возраста. Если в полгода ребенок сам еще не стоит на четвереньках, нужно подождать делать упражнения до того момента, когда он научится этому. Методика ползания на четвереньках такая же, как ползания на животе.

Вращение

Оно благотворно влияет на вестибулярный аппарат и вегетативную нервную систему.

image068

Возьмите диск «Здоровье» или «Грация», положите на него в несколько раз сложенную пеленку, поставьте сверху тазик — желательно металлический, средних размеров. Выстелите тазик изнутри одеялом и пеленками так, чтобы малыш мог расположиться в нем полулежа, как космонавт в своем кресле. Плавно, без толчков, вращайте тазик по часовой стрелке 30 секунд. Остановив, посмотрите в глаза ребенку, его глазные яблоки совершают колебания в горизонтальном направлении. Не пугайтесь — это нистагм, нормальное физиологическое явление, возникающее у любого, кто смотрит из движущейся кабины на неподвижную окрестность.

Подождите, пока нистагм исчезнет, и вращайте тазик в противоположную сторону еще полминуты. В дальнейшем постепенно увеличивайте время вращения до 5 минут.

Гимнастика для малышей

Наблюдая за своим крохой, вы наверняка заметили: здоровый младенец обожает двигаться. Все эти махания ручками-ножками, которые кажутся нам такими умилительными и только, на самом деле, нечто большее: движение необходимо для роста, развития, создания новых клеток и сосудов, для стимуляции кровотока, активизации обменных процессов и… развития интеллекта.

Опыт показывает: если не использовать в это время даже отдельные из врожденных рефлексов (например, рефлекса опоры или шагового), они преждевременно угасают. Это особенно важно для детей слабеньких, болезненных: ведь тогда нормальное развитие задерживается не только болезнью, но и малоподвижностью. Значит, малыш позже, чем мог бы, поднимется на ножки, позже научится стоять и ходить, может отстать и его общее психомоторное развитие. Движения, основанные на врожденных рефлексах, можно смело назвать волшебными. Если малыш станет с вашей помощью делать их регулярно, это благотворно отразится на формировании условных рефлексов. А они вызывают к жизни такие необходимые активные движения, как ползание, лазание, умение действовать руками и многое другое, способствующее гармоничному развитию личности.

Упражнения со здоровыми доношенными детьми можно проводить со 2-4, но лучше с 5-6 недель.

1. Периодически (2-3 раза) во время кормления на какое-то мгновение отнимайте малыша ют груди, только это ни в коем случае не должно вызывать у малютки раздражения. Заметили? Он сам снова к вам тянется. Упражнение способствует развитию челюстно-линевых и шейных мышц.

2. Ребенок лежит на пеленальном столике на спине. Наклонившись к нему, коснитесь большими пальцами рук его ладошек. В ответ он сжимает пальчики, сгибает локти, напрягаясь, приподнимает голову и плечевой пояс, иногда вытягивает губки, как для поцелуя. Затем крепко ухватывается за ваши пальцы. Теперь можно слегка приподнять его — он повиснет, затем опустите осторожно. Упражнение укрепляет мышцы лица, переднюю группу мышц шеи и туловища, развивает хватательный рефлекс.

3. Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая одной рукой под спину, а другой снизу за ножки. При этом он сам поднимет голову и плечи: укрепляется передняя группа мышц шеи, рук, плечевого пояса, грудной клетки, ног.

4. Вложите большие пальцы в его ладони. Придерживаясь за них, он слегка напрягается, сгибает ручки, поднимает голову и, отрывая плечевой пояс от поверхности стола, делает попытку к присаживанию (только попытку, сажать его, пока он сам не почувствует в себе силы, не нужно). Подбадривайте его, приговаривая: «Поднимайся, поднимайся, присаживайся». Здесь врожденное рефлекторное движение усиливается активным участием сознания. Упражнение развивает передние группы мышц туловища и конечностей.

5. Обхватите обеими руками стопы ребенка снизу за пятки, чтобы указательные и средние пальцы фиксировали их как бы «рогаткой». При этом большими пальцами поглаживайте наружные края стоп, в ответ малыш отводит их кнаружи и веерообразно разводит пальчики. Затем большими пальцами рук слегка нажмите на ступни у основания пальчиков — они будут сгибаться. Все это отлично укрепляет связочно-мышечный аппарат стоп.

6. Ребенок лежит на животе. Приподнимите его над столом в горизонтальном положении, придерживая правой рукой под грудку и живот, а левой — за голени снизу (на уровне голеностопных суставов). Малыш поднимает голову, вытягивает вперед ручки, разгибает позвоночник. В дальнейшем можно усложнить задачу: поднимать ребенка над столом в горизонтальном положении, придерживая только под живот обеими ладонями. Упражнение способствует укреплению задней группы мышц туловища и конечностей.

image070

7. Если ребенок сам держит голову или уже пытается ее держать, уложите его на живот так, чтобы голова, плечевой пояс и ручки находились за пределами стола. Левой рукой слегка прижмите его к поверхности, придерживая за ягодички и спинку. В ответ он поднимает голову, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки, вытягивая их перед собой. По мере усвоения малышом этих движений, можно усложнить их, уменьшая площадь опоры на столе. Ласково беседуйте с ним при этом, покажите игрушку, погладьте спинку правой рукой. Упражнение укрепляет заднюю группу мышц шеи, туловища, рук и ног.

image072

8. Положите ребенка, обеими руками придерживая за спинку, на живот так, чтобы ножки оказались вне стола — сначала чуть выше коленей, затем площадь опоры уменьшайте. Это полезно для ягодичных мышц — разгибателей ног.

image074

9. Ребенок лежит на спине. Уложите малыша на спину так, чтобы ножки его до коленок были без опоры. Встаньте сбоку и придерживайте его сверху за животик, а снизу за голени. Со временем усложняйте упражнение, пусть ножки на 1-2 секунды полностью повиснут в воздухе. Эти движения укрепляют мышцы живота и ног.

10. А вот это упражнение в состоянии выполнить не все дети. Пробуйте осторожно. Если рефлекторная реакция полностью отсутствует, не делайте его.

Одной рукой вы придерживаете ребенка, другой подстраховываете голову, которая должна находиться «на весу» за пределами стола. Малыш при этом сам поднимает ее вперед и удерживает в таком положении несколько секунд. Вновь вам помогут ласковые слова и яркие звучащие игрушки, за которыми ребенок потянется. Позже, когда он будет чувствовать себя уверенно, можно оставлять на весу голову и плечевой пояс. Упражнение укрепляет мышцы шеи, плечевого пояса, грудной клетки и живота.

image076

11. Левой рукой захватите левую ручку малыша, а правой придерживайте снизу голени. Вначале покажите ребенку игрушку, затем положите ее в сторонку на стол (на 25-35 см) так, чтобы, прослеживая движение игрушки, ребенок видел ее. Не меняя положения, слегка подтяните его за левую ручку направо, а далее он сам сделает усилие и повернется на бок, а потом и на живот. Повторите движение, но уже влево. При этом меняйте положение рук: правая захватывает правую ручку ребенка, левая придерживает его за ножки. Так очень хорошо укрепляется мышечный корсет позвоночника — мышцы спины, грудной клетки, живота.

image078

12. Ладони плотно приложите к ступням малыша, он будет отталкиваться от ваших рук. То же самое можно проделать с мячом: прижмите его к ступням, и малыш с удовольствием оттолкнет препятствие. Упражнение развивает опорные функции ног, укрепляет их мышцы.

image080

13. Ребенок лежит на спине, левым боком к вам. Положите правую руку ему под спинку, а ладонь левой плотно прижмите к ступням, нажав на них, как в упражнении 12. Малыш оттолкнется, продвигаясь по столу, а вы рукой снизу поможете ему. То же самое повторите, положив его к себе другим боком. На основе этого безусловного -рефлекса в дальнейшем формируется важный условный рефлекс в ползании. Переложив малыша на живот и оставив в поле его зрения яркую игрушку, удобную для захвата, ласково побуждайте его самостоятельно продвигаться на животе вперед. Позже он сможет подползти к игрушке по-настоящему. Если ребенок еще не стоит на четвереньках, но стремится занять это положение, помогите ему: положите под живот полотенце и, слегка подтягивая за концы, приподнимите малыша. Вот он и на четвереньках! Упражнение способствует развитию движений в горизонтальном положении, стимулирует хватательную и опорную функцию рук, укрепляет мышцы рук, ног, туловища, развивает эмоционально и умственно — ведь возможности малыша в познании окружающего мира расширяются.

image082 image084

14. Поставьте малыша на стол. Его стопы должны касаться поверхности. Если ребенок еще не держит голову, поддерживайте затылок указательными и средними пальцами обеих рук. Видите, он выпрямляет обычно согнутые колени, даже подтанцовывает. Упражнение стимулирует опорную функцию стоп, укрепляет мышцы ног.

image086

15. Придерживая малыша, слегка наклоните его вперед к себе, 1 он сам сделает несколько шажков. Так стимулируется шаговый рефлекс. Если упражнение делать : 1-2 месяцев ежедневно, не превращая, на базе этого безусловного рефлекса очень быстро появляется условный — ходьба.

16. Ребенок лежит на боку. Придерживая его слегка за ножки, другой рукой — подушечками раздвинутых среднего и указательного пальцев, слегка нажимая, плавно и неторопливо проведите по спинке от шеи вниз слева и справа вдоль позвоночника, отступив от него на 1 см (при этом происходит его разгибание). Упражнение делайте поочередно на правом и левом боку. При истощении этой реакции (когда позвоночник больше не разгибается) переходите к другим упражнениям, а затем снова вернитесь к этому. Оно хорошо укрепляет мышцы спины, ягодичные мышцы, способствует формированию физиологических изгибов позвоночника и правильной осанки.

image088

17. Ребенок лежит на животе. Указательным пальцем проведите, отступив от позвоночника на 1 см вправо, сверху вниз. При этом тельце малыша изогнется «дугой» влево. Повторите то же самое с другой стороны позвоночника — «дуга» станет правой. Упражнение укрепляет мышцы спины.

► Заниматься гимнастикой надо постепенно, выбрав для начала 2-4 упражнения, повторяя каждое по 2- 6 раз, а сам комплекс — не менее 2-4 раз в день, постепенно присоединяя остальные. Положительные результаты не замедлят сказаться. Занимаясь с малышом, обязательно следите за его настроением. Как правило, он сам будет определять темп и продолжительность занятия: если выполняет все охотно, с удовольствием, можете спокойно продолжать; если же начинает кукситься, немедленно прекращайте занятия, а спустя некоторое время начните снова.

► Ласково разговаривайте с ребенком, объясняйте, чего от него ждете. Включайте тихую музыку, сами пойте ему песенки. Малышу очень нужно эмоциональное общение!

► Каждое упражнение заканчивайте легким массажем всего тела: поглаживанием, растиранием ручек, ножек, спины, живота.

► Когда проводить занятия? Не ранее чем через час после кормления и не позднее 30 минут до него.

► Если в комнате прохладно, оставьте на малыше одну распашонку (пусть закаляется!), а в теплое время полезно заниматься с ним на открытом воздухе совсем голеньким. Когда температура комфортна для малыша, кожа и губы его розовые; нос, ручки и ножки теплые, а весь вид выражает благополучие. Если малышу холодно, личико и губы делаются бледными, нос, ножки и ручки, холодные, он плачет, хнычет, скорее оденьте его.

► Вооружитесь яркими звучащими погремушками, игрушками с ребристыми поверхностями, удобными для захвата. А главное — не забудьте про улыбку, ласковые елова и, конечно же, необходимое терпение.

Гимнастика для недоношенного ребенка

Догнать сверстников в физическом развитии, несомненно, поможет лечебная физкультура. Ваш педиатр даст вам рекомендации, при необходимости проконсультируйтесь с невропатологом и ортопедом.

Комплекс упражнений недоношенному малышу назначают согласно его фактическому уровню развития, а не по календарному возрасту.

Так, если 8-месячный малыш по показателям психомоторного развития соответствует 6-месячному, то и упражнения следует выбирать для полугодовалых детей.

А если отставание неравномерно? Трудности только с ползанием, поворотами? Тогда дополнительно делайте упражнения, развивающие именно эти навыки. Например, можно использовать упражнение 8 из комплекса № 3, и также 10, 11, 13 из комплекса №4. Если отстает навык опоры, целесообразно взять упражнения 7, 8 и 9 из комплекса № 3 и 15 — из комплекса № 4 и так далее. Начните с 1-2 упражнений, повторяя их несколько раз в день по 2-4 раза на каждом занятии, затем дополните другими или замените.

Положительный результат не замедлит сказаться, и тогда вы сможете заниматься с малышом упражнениями, соответствующими его календарному возрасту.

Комплекс № 1

(возраст — 2-4 недели, продолжительность — 6- 8 минут)

(по В. Л. Старковской)

Дыхательные упражнения

Проводятся в несколько более медленном темпе, чем дыхание ребенка.

1. Держите малыша вертикально, прислонив к груди. Если он еще не удерживает голову, прислоните и ее к своему плечу. Свободной рукой ритмично (2-5 раз) надавливайте на спинку, передвигая ладонь от шеи к пояснице.

2. Положите ребенка на спину. Мягко и ритмично 2-4 раза надавливайте ладонями на грудную клетку спереди и сбоку, обходя грудину.

3. Малыш на боку (поочередно на левом и правом). Ритмично 2-4 раза надавливайте на грудную клетку, ее боковые и задние поверхности.

Рефлекторные упражнения

4. Положите малыша на спину. Большими пальцами обеих рук, вложенными в детские ладони, слегка надавите на них ближе к основанию большого пальчика. В ответ на это ребенок открывает рот, иногда вытягивает губы трубочкой, как для поцелуя, напрягает мышцы шеи, рук, плечевого пояса, порой наклоняет голову к груди. Повторите 3-4 раза.

5. Большими пальцами обеих рук (или игрушкой, которую малышу будет удобно ухватить) очень легко надавите на ладошки — пальчики сожмутся в кулак и схватят ваши пальцы или игрушку. Повторите 3-6 раз. Если хватательный рефлекс ослаблен и ничего не получается — своей рукой вместе с вложенной в нее рукояткой игрушки (лучше всего не круглой, а с граненой поверхностью) 2-4 раза слегка сожмите детскую кисть в кулачок. Постепенно этот важный рефлекс сформируется, и ребенок сам активно станет сжимать палец или игрушку.

6. Указательными и средними пальцами захватите щиколотки ребенка, а большими нажмите на ступни у основания пальцев. В ответ пальчики на ногах поджимаются. Затем штриховым движением направьте большие пальцы по внутреннему краю стоп ребенка к пятке и по наружному к мизинцу — стопа разогнется и несколько отведется кнаружи, а пальчики развернутся «веером». Повторите 3-5 раз.

7. Повторите упражнения 1 и 2.

Комплекс № 2

(возраст -1-2 месяца, продолжительность — 8-10 минут)

1. Занятие начинайте с дыхательных упражнений (упражнения 2 и 3 из комплекса № 1).

2. Ребенок лежит на спине. Выполните рефлекторные упражнения (упражнения 5 и 6 из комплекса № 1).

3. Дыхательное упражнение (упражнение 1 из комплекса № 1).

4. Положите ребенка на спину. Большой палец левой руки вложите в его правую руку, слегка придерживая ее остальными пальцами. Правой рукой поглаживайте внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу. Так же массируйте левую руку малыша. Повторите 3-6 раз.

5. Левой рукой придерживайте за пятку левую ногу ребенка, а правой поглаживайте наружную и заднюю поверхности от стопы к бедру. То же, поменяв ножки. Повторите 3-4 раза.

6. Указательными пальцами обеих рук поддерживайте малыша за пяточки, а большими поглаживайте тыльную поверхность стоп от основания пальчиков к голени, огибая при этом лодыжки круговыми движениями. Повторите 4-6 раз.

7. Дыхательное упражнение (упражнение 1 из комплекса № 1).

8. Поставьте, придерживая, малыша на стол лицом к себе. Если он сам еще не удерживает голову, придерживайте ее сзади указательными и средними пальцами. При соприкосновении ступней с поверхностью стола полусогнутые ножки должны разогнуться. Повторите 4-6 раз.

9. Продолжая поддерживать ребенка в положении стоя, наклоните его к себе он начнет переступать ножками. Повторите 2-4 раза.

10. Положите ребенка на спину и, не нажимая на грудину, поглаживайте пальцами грудную клетку по межреберным промежуткам к бокам, затем живот — ладонью по часовой стрелке. Повторите 4-6 раз.

11. Заканчивайте занятие дыхательным упражнением: расположите ладони плашмя по обеим сторонам грудной клетки и ритмично передвигайте их сверху вниз по направлению к пупку, охватывая ладонями и пальцами живот и слегка на него надавливая. Повторите 2-4 раза.

Комплекс № 3

(возраст — 2-3 месяца, продолжительность 8-10 минут)

1. Начинайте занятие с дыхательного упражнения (упражнение 1 из комплекса № 1).

2. Переходите к массажу рук, грудной клетки, живота, ног (комплекс № 2).

3. Повторите дыхательное упражнение (упражнение 1 из комплекса № 1).

4. Положите ребенка на живот. Поглаживайте спину от ягодиц к шее тыльной стороной кисти и от шеи к ягодицам ладонями. Повторите 4-6 раз.

5. Малыш на боку. Поглаживайте спину сверху вниз двумя пальцами справа и слева параллельно позвоночнику, отступя от него на 1 см. Повторите 3-5 раз.

6. Дыхательное упражнение: уложите ребенка на спину, разведите ручки в стороны и сведите их с легкими ритмичными надавливаниями и нежной вибрацией на боковые и передние отделы грудной клетки, не надавливая на грудину. Повторите 3-5 раз.

7. Поставьте ребенка на стол и слегка наклоните к себе — он сделает несколько шагов. Повторите 2-4 раза.

8. Малыш на спине. Левой рукой сожмите его правую руку, правой захватите голени снизу. Потяните слегка за ручку, и он сам повернется на живот. Побуждайте к таким поворотам сначала на один бок, потом на другой, по 2-4 раза.

9. Теперь небольшой отдых — дыхательное упражнение. Положите ребенка на левый бок, отведите его руку вверх и опустите, легко надавливая (и с легкой вибрацией) на переднюю и боковую поверхности грудной клетки. То же — на правом боку. Повторите 2-4 раза. —

10. Положение ребенка — лежа на спине, затем на животе. Показывайте яркую звучащую игрушку на расстоянии 40-45 см. Двигайте ею вправо, влево, вверх и вниз, а малыш будет поворачивать голову, следя за ней в течение 2-3 минут.

Комплекс № 4

(возраст — 3-4 месяца, продолжительность — 10 минут)

1-8. Сделайте 1-8 упражнения из комплекса № 3.

9. Малыш лежит на спине. Ладонями обеих рук осторожно и ритмично (с легкой вибрацией) 3-4 раза надавливайте на передние и боковые поверхности грудной клетки, обходя грудину.

10. Положите малыша на живот так, чтобы он опирался на руки. Приставьте ладонь к стопам и слегка нажмите* — малыш будет отталкиваться и пробовать ползти. Поощряйте это движение игрушкой, ласковыми, ободряющими словами. Повторите 3-6 раз.

П. Ребенок лежит на спине. Прижмите ладонь или мячик к ступням и ощутите отталкивание. Повторите 3-4 раза.

12. Повороты на бок (упражнение 8 комплекса № 3).

13. Побуждайте малыша словами и игрушкой самостоятельно повернуться на бок и на живот (3-4 раза).

14. Ребенок лежит на животе. Немного приподнимите его над столом, поддерживая одной рукой под грудь, а другой — снизу за голени. В таком положении он сам поднимет голову, вытянет вперед ручки, разогнет позвоночник. Можно усложнить задачу, поддерживая только под грудь и живот ладонями вытянутых над столом рук (30 секунд).

15. В течение минуты дайте малышу «пошагать» по столу (упражнение 7 из комплекса № 3).

16. Вызывайте зрительные и слуховые реакции (упражнение 10 из комплекса № 3).

17. Развивайте у ребенка хватательную функцию: вложите в его ладонь удобную игрушку (например, кольцо), обхватите и слегка сожмите кисти малыша своей рукой, побуждая захватывать игрушку, затем подтягивайте ее к себе, как бы «отнимая».

Комплекс № 5

(возраст — 4-5 месяцев, продолжительность — 10-12 минут)

1. Дыхательное упражнение (упражнение 6 из комплекса № 3). .

2. Массаж рук, ног, грудной клетки и живота (всего — 2 минуты), причем живот не только поглаживайте ладонью по часовой стрелке, но и нежно растирайте, разминайте мышцы в том же направлении.

3. Повороты (упражнение 8 из комплекса № 3).

4. Малыш лежит на животе. Поглаживайте спинку от ягодиц к шее тыльной стороной кистей, а от шеи к ягодицам — ладонями, растирайте ее по направлению от головы. Нежно разминайте тремя пальцами обеих рук — указательным, средним и безымянным. Одновременно делайте круговые поступательные движения, разминая длинные мышцы по обеим сторонам позвоночника. В заключение слегка похлопайте по всей спине тыльной стороной полусогнутых пальцев (внимание: при гипотрофии этот прием неприменим). Сделайте массаж ягодичных мышц — поглаживание, растирание, разминание, вибрация, похлопывание (на все — 1-3 минуты).

5. Упражнение 14 из комплекса № 4.

6. Ребенок лежит на спине. Попеременно и одновременно с приведением к животу сгибайте и разгибайте ноги 5-6 раз.

7. Малыш упирается ногами в ваш живот. Слегка приподнимите его за ручки (при этом он сам немного подтягивается, приподнимая голову и плечевой пояс), затем опустите. Повторите 2-6 раз.

8. 5-10 раз сгибайте и разгибайте ручки.

9. Немного приподнимите ребенка над столом, поддерживая одной рукой под спинку, другой — снизу за голени. Можно усложнить задачу, поддерживая обеими руками только под спинку (10-30 секунд).

10. Упражнение 10 из комплекса № 4.

11. Малыш лежит на животе. Показывая игрушку, побуждайте схватить ее. Повторите 4-6 раз.

12. Обхватите голени ребенка спереди, согните ножки и прижмите ступни к поверхности стола. В таком положении поочередно двигайте их вперед и назад. Можно сделать «топотушки», постучать, «потопать» ступнями по столу, приговаривая: «Топ, топ, топ», и затем вновь «скользящие» шаги. Повторите 8-12 раз.

Комплекс № 6

(возраст — 5-6 месяцев, продолжительность — 10-12 минут)

1. Дыхательное упражнение (упражнение I из комплекса № 1).

2. Массаж рук, ног, грудной клетки и живота {комплекс № 2).

3. Стимулируйте присаживание малыша, взяв его за руки и приговаривая: «Поднимайся, поднимайся, присаживайся». Повторите 4-6 раз.

4. Уложите его на спину. Одновременно и попеременно 4-6 раз сгибайте и разгибайте ножки.

5. Повороты на бок и на живот (упражнение 8 из комплекса № 3).

6. Массаж спины и ягодиц (упражнение 4 из комплекса № 5). Повторите 4-6 раз.

7. Положите ребенка животом на стол, придерживая за попку и ножки так, чтобы грудь и голова были вне стола. При этом он должен разогнуть шею и верхнюю часть туловища, поднимая их выше плоскости стола (ручки при этом выпрямляются и выдвигаются вперед). Движение стимулируйте ободряющими словами, поглаживанием спинки (2-5 секунд). Если малышу трудно, облегчите задачу — оставьте его на столе до подмышек. Со временем опору уменьшайте.

8. Ребенок лежит на животе ножками к вам. Взяв его за ручки около подмышек, слегка «протащите» скользящим движением вперед по плоскости стола, затем немного приподнимите верхнюю половину туловища — пусть дальше «скользит» на бедрах и коленях. Малыш сам становится вначале на одно, а затем и на другое колено, выпрямляется и встает на стопы. Получилось! Поставьте его лицом к себе, улыбнитесь, похвалите. Повторите 2-5 раз.

9. Ребенок на спине. Дайте ему указательные пальцы, пусть ухватится за них. Приговаривая: «Садись, садись, вот молодец», — помогите ему сесть на несколько секунд. Повторите 3-6 раз.

10. Упражнение для стоп (упражнения 1 и 6 из комплекса № 1).

11. Массаж ног и стоп (комплекс № 2).

12. Малыш отталкивается стопами от ваших рук, от мяча (упражнение 10 из комплекса № 4).

13. Стимулируйте ребенка взять игрушку из положения на спине и на животе (упражнение 11 комплекса №5).

14. Положите малыша животом на стол, ножками к себе. Покажите, подняв перед ним, яркую звучащую игрушку. Он станет ее рассматривать, приподнимая плечевой пояс и опираясь на ладони выпрямленных рук (20- 30 секунд).

15. «Скользящие шаги» (упражнение 12 из комплекса № 5). —

16. Поставьте, поддерживая, малыша на стол, улыбнитесь, похвалите, спойте песенку — и он порадует вас самостоятельным «подтанцовыванием» (20-30 секунд).

Комплекс № 7

(возраст — 6- 8 месяцев, продолжительность- 12-15 минут)

1. Дыхательное упражнение: положите малыша на спину, разведите ручки в стороны и сведите с ритмичными легкими надавливаниями на боковые и передние стороны грудной клетки, не касаясь грудины. Повторите 2-4 раза.

2. Отведите ручки ребенка, лежащие вдоль тела, в стороны, вперед, вверх и вновь верните в исходное положение. Повторите 5-6 раз.

3. Упражнение, стимулирующее хватательный рефлекс (упражнение 13 из комплекса № 6).

4. Побуждайте ребенка словами, игрушкой «к самостоятельным поворотам на бок и на живот (упражнение 8 из комплекса № 4). Повторите 2-6 раз.

5. Малыш на спине. Прислоните ладони (мяч) к его ступням — стимулируйте отталкивание. Повторите 2-6 раз.

6. Ребенок на спине. Левой рукой захватите голени снизу, правую подложите под спинку, а затем приподнимите так, чтобы затылок касался поверхности стола. Когда малыш разогнется, правой рукой немного приподнимите его, ласково окликните — и он присядет на вашей руке лицом к вам.

7. Ребенок на животе. Его полусогнутые ножки упираются в вашу ладонь, игрушка лежит впереди. Словами «Достань погремушку» побуждайте его ползти.

8. Обучайте малыша стоять на четвереньках, поддерживая под живот с помощью полотенца.

9. Ребенок на спине. Большими и указательными пальцами обеих рук обхватите как бы кольцом его голени, так, чтобы большие пальцы охватывали их заднюю часть, свободные пальцы положите на голени и коленные чашечки. Поднимайте выпрямленные ножки вверх. Если малышу понравится, можно еще больше согнуть ножки в тазобедренных суставах и затем вернуть в исходное положение. Повторите 5-6 раз.

10. Присаживание из положения лежа на спине. Дайте ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы к вам были обращены детские ладони. Отведите руки на ширину его плеч, затем сказав: «Сядь», — легким подтягиванием за ручки побуждайте малыша сесть. Повторите 2-4 раза.

11. Можно присаживать ребенка, используя кольца: вначале за два, а затем, более усложненно, за одно. Повторите 2-4 раза.

12. Положите ребенка на спину — ножками он опирается о ваш живот. Слегка придерживая, сначала присаживайте его, затем ставьте на ноги и возвращайте в исходное положение. Повторите 2-4 раза.

13. Поставьте малыша на стол лицом к себе и, поддерживая под мышки, побуждайте его переступать ножками, приговаривая: «Пойдем, пойдем — не упадем» (1- 2 минуты).

Комплекс № 8

(возраст — 9-12 месяцев, продолжительность — 12-15 минут)

1. Проведите общий массаж (упражнения 4 и 5 из комплекса № 2).

2. Малыш на спине, ручки лежат вдоль туловища. Делайте ими круговые движения, отводите в стороны, вперед, вверх и приводите вновь к тельцу. Повторите 3-4 раза.

3. У лежащего ребенка сгибайте и разгибайте поочередно ручки. Повторите 5-10 раз.

4. Ребенок стоит. Сгибайте и разгибайте его ручки, используя кольца. Повторите 3-4 раза.

5. То же упражнение, но из положения сидя. Для усложнения можно дать малышу держаться за кольца. Повторите 5-10 раз.

6. Малыш лежит на спине. Побуждайте его словами или игрушкой самостоятельно поворачиваться на бок и на спину. Повторите 3-4 раза.

7. Побуждайте ребенка активно поднимать выпрямленные ножки вертикалью. По вашей просьбе, малыш должен дотянуться ступнями до палочки в ваших руках. Повторите 2-5 раз.

8. Пусть самостоятельно ползает на четвереньках 1^-3 минуты. Поощряйте его ласковым словом, игрушками.

9. Посадите ребенка к себе, зажав его ножки коленями. Справа на табурете положите привлекательную игрушку, удобную для захвата. Придерживая малыша, добивайтесь, чтобы он постарался ее достать, просите: «Достань!». Пусть наклоняется, берет игрушку, выпрямляется и передает вам. Положите ее теперь на табурет, стоящий слева, несколько сзади: ребенок должен снова подать вам игрушку. Повторите 2-4 раза.

10. Из положения лежа на спине, говоря: «Садись», — побуждайте малыша к самостоятельному присаживанию. По просьбе «Ложись» он должен вновь лечь. Повторите 2-4 раза.

11. Ребенок сидит на столе. По просьбе «Встань» самостоятельно встает. По просьбе «Садись» принимает исходное положение. Повторите 2-4 раза.

12. Поддерживаете малыша за кисти рук и побуждаете сделать несколько шажков в течение 1-2 минут.

Комплекс № 9

(возраст — 12-14 месяцев, продолжительность -15 минут)

1. Дыхательное упражнение. Ребенок либо стоит на полу, либо сидит на своем стульчике. Попросите поднять ручки вверх и сделать вдох (например, «понюхать цветок»), затем опустить их; скрестив ручки, обнять себя и выдохнуть («подуть на одуванчик»). Повторите 2-4 раза.

2. По просьбе и при небольшой вашей помощи малыш из любого положения 2-4 раза встает на ноги.

3. Ребенок стоит на столе, спиной к вам. Перед ним — игрушка, удобная для захвата. Побуждайте его («Достань, достань») взять игрушку и отдать вам. Повторите 3-5 раз.

4. Упражнение 9 из комплекса № 8. Усложните его, предложив ребенку, сидящему у вас на коленях, достать игрушку с пола.

5. Попросите малыша в любом положении (лежа на столе, сидя, стоя) 8-10 раз постучать ножками.

6. Повторите упражнение 1 этого комплекса.

7. Поставьте ребенка на етол и придерживайте за кисти. Словами «Стань совсем маленьким» побуждайте его присесть на корточки. Затем, слегка потягивая за ручки вверх, скажите: «А теперь стань большим». Ребенок выпрямляется, вытягивается, становится на пальчики. Повторите 4-6 раз.

8. Ребенок лежит на животе, ногами к вам, стопы вне стола. Протяните ему палочку и попросите: «Дотронься до нее». При этом происходит напряженное разгибание позвоночника, головы, плечевого пояса. Повторите 2-3

раза.

9. Усложните упражнение: пусть 2-3 раза не просто

дотронется до палочки, но и захватит ее.

10. Для этого упражнения используйте двускатную доску. Вначале она должна быть с большим углом наклона (140-160°) между плоскостями, то есть с более плоской поверхностью, а затем используйте более крутую. Поставьте малыша на доску так, чтобы правая нога стояла на одном скате, а левая — на другом. Подайте ему руку, и пусть малыш 1-2 минуты походит по этому «снаряду».

11. Напоследок проведите несколько активных упражнений. Попросите малыша пойти за игрушкой и принести ее, присесть, подтянуться на ваших руках, бросить мячик, с вашей помощью встать на деревянный брусок — «кирпич» высотой 5-8 см и сойти с него (постепенно ослабляя поддержку, увеличивайте высоту «кирпичика»). А затем малыш и сам может походить, держась за коляску, 5-8 минут.

Советы родителям

  • Всегда считайтесь с настроением малыша во время занятий, его реакциями. Запомните, упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребе-

нок капризничает (тем более плачет), не стоит настаивать. Выберите другое время!

  • Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2-3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать — делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.
  • Занимайтесь с малышом ежедневно в одно и то же время: за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.
  • Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.
  • Ваши руки во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.
  • Комната, в которой вы занимаетесь, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20-+22°.
  • Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково. Замечательно, если будет звучать тихая мелодичная музыка (Чайковский, Моцарт, Шуберт, Вивальди): все дети, а с нарушениями центральной нервной системы в особенности, очень восприимчивы к музыке.
  • Существенное влияние на психику и настроение младенца оказывают цвета, которые находятся в его окружении. Беспокойных, крикливых, с повышенной двигательной активностью детей успокаивают салатные, голубые тона. Для спокойных (тем более флегматичных и вялых) хороши яркие, контрастные цвета — цвет маминой одежды, игрушек, предметов мебели.
  • Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.

Режим дня — это важно!

В первый месяц своей жизни малыш спит 20 часов в сутки, а периоды бодрствования, в основном, занимают кормление и туалет.

Во втором месяце основное время сна перемещается на ночные часы, а бодрствования — на дневные. К 3-ме-сяцам малыш спит 17-18 часов, из них ночью те же 10-11 часов.

Главное в это время установить чередование сна и бодрствования, приучить малыша к режиму, создающему положительный эмоциональный настрой и поддерживающему бодрое, уравновешенное состояние ребенка.

Однако каждый ребенок индивидуален и живет в соответствии с заданными биологическими ритмами. Попытки не считаться с ними, и даже изменить их, приводят к серьезным расстройствам организма. Ребенок особенно четко настроен на правильный, только ему предназначенный жизненный и суточный ритм. Дети, как и взрослые, делятся на так называемых жаворонков, сов и голубей (золотая середина). Жаворонки активны утром, совы — вечером, голуби — днем. Жаворонки рано просыпаются и рано ложатся спать. Сов не нужно тормошить рано утром, а вечером можно разрешить поиграть подольше. Голуби лучше всего приспосабливаются к обычному, усредненному режиму.

Естественно, не стоит переделывать сов в жаворонков и наоборот. Для того чтобы ребенок рос здоровым и активным, внимательно наблюдайте за ним и выясните, какой у него суточный ритм, доверьтесь ходу его биологических часов и подберите малышу такой режим, который наилучшим образом соответствует его биоритмам. Мы же, со своей стороны, предлагаем вам несколько вариантов распорядка дня для вашего ребенка.

Если вы кормите младенца 7 раз в день, несколько измененный режим выглядит так:

Пробуждение, утренний туалет, кормление    6-6.30

Бодрствование                                                   6-7

Первый дневной сон (лучше на воздухе)                  7-9

Кормление                                                         9

Бодрствование                                                   9-10 (10.30)

Второй дневной сон (обязательно на воздухе)         10 (10.30)-12

Кормление                                                         12

Бодрствование                                                   12-13

Третий дневной сон (обязательно на воздухе)         13-15

Кормление                                                         15

Бодрствование                                                   15-16

Купание                                                             16-16.10

Четвертый дневной сон (желательно на воздухе) 16-18

Кормление                                                         18

Бодрствование                                                   18-19

Ночной сон                                                                 19-6

Первое ночное кормление                                21

Второе ночное кормление                                24 или 2-3 часа ночи

Обычно маленькие дети утром просыпаются очень рано и сразу требуют внимания. Но бывает и так, что малыш дает поспать подольше, особенно в том случае, если ночное кормление сдвигается к 2-3 часам ночи. Если ребенок после вечернего купания хорошо поест, он может проспать кормление в полночь. Тогда нужно чуть-чуть изменить режим и сделать достаточно длительную паузу в кормлении ночью. Это удобно и для матери, которая, искупав и покормив младенца, может и сама отдохнуть.

Несколько измененный режим выглядит так:

Пробуждение, утренний туалет, кормление    8-8.30

Бодрствование                                                   8-9

Первый дневной сон (на воздухе)                    9-11

Кормление                                                         11

Бодрствование                                                   11-12

Второй дневной сон (на воздухе)                     12-14

Кормление                                                         14

Бодрствование                                                   14-15

Третий дневной сон (на воздухе)                     15-17

Кормление                                                         17

Бодрствование                                                   17-18

Четвертый дневной сон (желательно на воздухе) 18-19.30

Купание                                                             19.30

Кормление                                                         20

Ночной сон                                                                 20.30-6

Первое ночное кормление                                23

Второе ночное кормление                                2 или 5 часов утра

Часто при таком режиме ребенок не просыпается к кормлению в 23 часа и практически переходит на 6-разо-вое питание.

Если вы кормите малыша 6 раз в сутки (через 3,5 часа), то распорядок его дня несколько изменяется. В зависимости от того, когда малыш просыпается утром, мы рекомендуем два варианта режима:

а) Пробуждение, утренний туалет, кормление         6-6.30

Бодрствование                                                   6-7 (7.30)

Первый дневной сон (желательно на воздухе)         7-9.30

Кормление                                                         9.30

Бодрствование                                                   9.30-11

Второй дневной сон (на воздухе)                     11-13

Кормление                                                         13

Бодрствование                                                   13-14(14.30)

Третий дневной сон (на воздухе)                     14 (14.30)-16.30

Кормление                                                         16.30

Бодрствование                                                   16.30-17.30

Четвертый дневной сон                                              17.30-19.30

Купание                                                              19.30

Кормление                                                         20

Ночной сон                                                                 20.30-6

Первое ночное кормление                                23.30

Второе ночное кормление                                —

б) Пробуждение, утренний туалет, кормление         8-8.30

Бодрствование                                                   8-9.30

Первый дневной сон (желательно на воздухе)         9.30-11.30

Кормление                                                         11.30

Бодрствование                                                   11.30-12.30

Второй дневной сон (на воздухе)                     12.30(13)-15

Кормление                                                         15

Бодрствование                                                   15-16.30

Третий дневной сон (на воздухе)                     16.30-18.30

Кормление                                                         18.30

Бодрствование                                                   18.30-20.30

Четвертый дневной сон                                              —

Купание                                                             20

Ночной сон                                                                 20.30-8

Первое ночное кормление                                22

Второе ночное кормление                                1.30 или 3-4 часа утра

Во втором варианте малыш спит днем только 3 раза. Чаще всего такой режим устанавливается к 3 месяцам у хорошо развивающихся детей крепкого здоровья, с уравновешенной нервной системой. От 3 до 6 месяцев каждый период бодрствования ребенка удлиняется в среднем до 1,5-2 часов, а продолжительность сна сокращается. Бывает и так, что более слабые дети спят днем 4 раза до 5-6 месяцев.

К 5-6-му месяцу, когда ребенок уже получает прикорм, меняется режим его питания. «Инородная» пища дольше задерживается в желудке ребенка, а потому приходится удлинять перерывы между кормлениями. Теперь кормлений всего пять, из них два — с прикормом (обычно это второе и четвертое кормления).

Режим 5-6-месячного младенца примерно таков:

Пробуждение, утренний туалет, кормление    6-6.30

Бодрствование                                                   6-8

Первый дневной сон (на воздухе)                    8-10

Кормление                                                         10

Бодрствование                                                   10-12

Второй дневной сон (на воздухе)                     12-14

Кормление                                                         14

Бодрствование                                                   14-16

Третий дневной сон (на воздухе)                     16-18

Кормление                                                         18

Бодрствование                                                   18-20

Купание                                                             19.30

Сон                                                                     20-6

Ночное кормление                                            22 или 1-2 часа ночи

Первые игрушки, первые игры

В прошлое ушла старая пословица «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Выбор игрушки в наши дни — задача не простая и ответственная. Малышу игрушка должна нравиться, соответствовать его возрасту, развивать его и, что немаловажно, отвечать самым высоким требованиям безопасности.

Требования к безопасности:

игрушка должна иметь специальный паспорт, в котором указано, что она сделана из безопасных материалов, не обладающих токсическими и аллергенными свойствами;

► не издавать резких неприятных запахов;

► быть достаточно прочной (не сомневайтесь, малыш обязательно устроит ей самуюжестокую проверку!);

► края игрушки и составляющих ее элементов должны быть гладкими, закругленными, без заусенцев, о которые ребенок может пораниться;

►самой игрушке и ее составным частям полагается быть крупными, чтобы, взяв их в рот (а маленький ребенок непременно это сделает), малыш случайно не проглотил и не вдохнул подарок;

► проследите, чтобы не была она слишком яркой: ядовитые, режущие глаз цвета не просто неприятны, они отрицательно влияют как на зрение, так и на нервно-психическую сферу ребенка.

Игрушки лучше покупать в магазине, а не в переходе. Кстати, не стоит думать, что китайские игрушки — это всегда плохо. Лицензионные игрушки из Китая покупать можно и нужно, они ничем не отличаются от изготовленных в Европе и США.

Покупая игрушку, помните, что она должна вызывать у малыша теплые чувства, формировать хороший вкус и верное представление об окружающем его мире. Не стоит покупать малышу синюю или зеленую кошечку или же монстра, не похожего ни на одно известное животное.

Мальчики предпочитают машинки, а девочки — кукол. Игрушки помогают самоидентификации малыша по отношению к своему полу. В игре ребенок осознает — мальчик он или девочка. Но для гармоничного развития нужно иметь и несколько игрушек для противоположного пола. Малыш должен осознать не только свое сходство с кем-то, но и понять отличия.

Когда ребенок перекладывает погремушку из руки в руку, когда он, пыхтя, строит первую в своей жизни башню из кубиков или сосредоточенно открывает и закрывает коробочку, это ни в коем случае не бессмысленные

действия или забава, это напряженная работа — ребенок познает и осваивает мир. Наблюдая за ним, вы можете заметить, что игра малыша меняется, он овладевает все новыми действиями, стремится решить все более и более трудные задачи. В какие же игрушки играть малышу? Как организовать его первые игры?

От рождения до 3 месяцев. На третьей неделе новорожденный совершает первое осознанное действие — на несколько секунд останавливает взгляд на ярком предмете. 7 дней спустя он уже способен проследить за ним глазами, а если нужно, то и голову повернет, чтобы виднее было. В месячном возрасте малыш учится держать голову, лежа на животе, а в два — в вертикальном положении. Случайно наталкиваясь ручкой на что-нибудь, хватает и ощупывает.

Вот и все, что он пока умеет. Но этих навыков вполне достаточно для первого знакомства с погремушкой. Какой она должна быть? Крупной, яркой, но не многоцветной (в этом возрасте дети лучше всего различают желтый, зеленый и красный цвета), простой формы — в виде круга, кольца. Разумеется, со звуком — шелестящим или мелодичным, но негромким. Материал — пластмасса. Мягкие игрушки в этом возрасте не годятся — малыш лишь обмусолит их, потянув в рот, а «игры» как таковой не получится.

3-4 погремушки развесьте в кроватке на расстоянии 70 см от глаз малыша, если они достаточно крупные. Уменьшите расстояние до 50-60 см для тех, что помельче. Это очень важно: дело в том, что дети рождаются дальнозоркими, и им трудно рассматривать предметы вблизи. Вначале ребенок будет только разглядывать игрушки и слушать их бренчание. На втором месяце периодически опускайте одну из погремушек пониже — над грудью малыша. Двигаясь, он будет нечаянно задевать ее ручкой или ножкой. Ближе к трем месяцам уже более или менее осознанно потянется к ней и ощупает.

От 3 до 6 месяцев. Умений становится больше: лежащий на животе малыш приподнимается, опираясь на предплечья (значит, обзор уже намного шире), встает на четвереньки. Учится поворотам со спинки на животик и обратно, так что достать подвешенную или оставленную поблизости игрушку ему теперь проще. И берет он ее уже одной, а не двумя руками (как делал до трех месяцев). К 5-6-му месяцу он может управиться с погремушкой «одной правой». А в полгода малыш ухитряется дотянуться до понравившейся вещи из любого положения.

Теперь нужны яркие погремушки с удобными ручками толщиной примерно в указательный палец взрослого человека — такую младенцу удобнее держать. Следите, чтобы малыш хватал ее правильно: четырьмя пальчиками с одной стороны, а большой располагал напротив (но не в один ряд с остальными!).

В этом возрасте положено выкладывать ребенка в манеж, а интерес к игрушкам использовать на благо двигательного развития. Пытаясь добраться до них, ребенок научится ползать, переворачиваться и брать-в руки предметы. Словом, одолеет очередную ступеньку младенчества на «отлично».

От 6 месяцев до года. 6-7-месячный малыш начинает ползать и садиться. К 8-9-му месяцу встает на ножки, держась за опору, а 10-месячному она уже не нужна. В этом же возрасте он пробует ходить, ухватившись за край кроватки. Игрушками занимается основательно — подолгу постукивает ими друг о дружку, перекладывает из одной руки в другую. В 9 месяцев становится изобретательнее: открывает для себя свойства предметов и действует соответственно — круглые катает, составные разбирает и так далее. В 10 месяцев ребенок может открыть и закрыть коробку, вложить маленькую матрешку в половинку большой, а к году — поставить один кубик на другой, снять и нанизать кольца пирамидки. И педиатр, и невропатолог, осматривая годовалого малыша, обязательно поинтересуются его ловкостью в обращении с игрушками — от этого зависит оценка, которую врачи должны поставить психомоторному развитию ребенка.

Чтобы дитя не провалило «экзамен», заранее подберите все необходимое. Вот примерный перечень: зайчик, мишка, лисичка и другие животные из пластмассы, целлулоида и мягкие, куклы, игрушки со звуком, всевозможные коробочки, кастрюльки с крышечками, матрешки, кубики, пирамидки, раскладные книжки. В 9-10 месяцев самое время подарить ему пару телефонов: один — «кнопочный», другой — с наборным диском. Нажимая на кнопки и накручивая диск, малыш будет тренировать тонкие движения кисти. Игрушки нужно не просто класть к ребенку в кроватку или манеж, родительская обязанность — изо дня в день заниматься ими с малышом, раскрывая в игре свойства предметов.

И еще одно условие. Не стоит «вываливать» перед младенцем кучумалу: 3-4 игрушек в поле зрения вполне достаточно. Когда они наскучат, замените другими. Слишком большое разнообразие сразу в данном случае во вред: не зная, на чем остановить свой выбор, ребенок все время переключается с одной игрушки на другую, а в результате перевозбуждается и утомляется больше обычного. Во всем нужна мера!

Любимой игрушкой, неизменно привлекающей внимание младенца, может быть кукла-неваляшка. Она интересна еще и тем, что издает мелодичные звуки при покачивании. В кроватку малыша можно посадить красивую куклу в ярком платье. Ребенок будет ее-с любопытством рассматривать. Конечно-, время от времени игрушки следует менять. Можно повесить на стене разноцветные воздушные шарики, цветные картинки или прикрепить вертушку из легкой яркой бумаги, которая начинает вращаться при малейшем движении воздуха.

В возрасте от 4 до 5 месяцев, после появления первых хватательных движений, малыш протягивает к игрушкам ручки, перебирает пальчиками, постукивает ладошкой по погремушке. После 5-6 месяцев детям нравится держать игрушки в руках, греметь ими, пробовать на вкус. Хорошей игрушкой становится небольшая цветная тряпочка. Малыш мнет ее в кулачке, растягивает, трясет. Ему интересно, какие изменения происходят с формой. Кроме того, он пробует свои силы, постепенно начиная понимать, что именно он сам является источником этих изменений. Если вы воспользуетесь такой игрушкой, необходимо позаботиться, чтобы ткань была чистой и не линяла, так как рано или поздно все, чем играет ребенок, оказывается у него во рту.

Даже совсем маленькие дети любят играть со взрослыми. В течение столетий из поколения в поколение переходят игры-забавы. Однако все чаще мы встречаем родителей, которые даже не представляют, как играть с младенцем. А ведь игры не только приносят детям радость, поднимают эмоциональный тонус, развивают активность, но и помогают установить теплые, близкие отношения с домашними.

Специальные исследования показали’, что уже на 1-м месяце жизни ребенка можно наблюдать общность его действий с матерью. Как это происходит и что это за действия?

Попробуйте понаблюдать, как синхронно ведут себя младенец и взрослый, разглядывая то яркую картинку, висящую на стене, то красочную игрушку. Вы обнаружите, что в поведении пары есть большое сходство. Оба смотрят на один и тот же предмет. Причем определяющую роль играет ребенок, который и выбирает объект для рассматривания, а взрослый подстраивается под его интерес.

То же можно наблюдать и во время самых простых игр. Присмотритесь, например, как бабушка играет с ребенком в «козу». Эта игра очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем рога, бабушка приговаривает: «Идет коза рогатая за малыми ребятами», приближая бодающую руку к грудке или животику малыша. С возгласом «Забодаю, забодаю!» она легонько щекочет его, а малыш заливается смехом. То же и во время игры в «Баран-баран». Здесь взрослый понарошку бодает ребенка головой. Наблюдая за игрой, вы, наверное, с удовольствием заметили, что на самом деле игрой «дирижирует» ребенок. Он направляет поведение взрослого с помощью взгляда: то смотрит на бабушку, делающую ему «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на нее, регулируя тем самым ритм и темп взаимодействия.

А вот другая игра — «Ку-ку», в которую с удовольствием играют даже 3-месячные дети. Взрослый скрывает ладонями лицо и говорит: «Ку-ку, нет меня», — и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: «Вот он я!». Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся «ку-ку», выглянуть со словами: «Вот где я!». Ребенок будет отыскивать взрослого, прячущегося в разных местах, ориентироваться на звуки его голоса и радостно вскрикивать при появлении своего партнера. В эту игру дети играют до конца 1-го года жизни и позже с огромным удовольствием. Со временем ее можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, и он сам будет сдергивать ее, смеясь.

Однако помните, что ваше общение с ребенком во время игры будет успешным только в том случае, если роли действующего лица и наблюдателя будут чередоваться.

Как только малыш будет способен сидеть на руках у взрослого, можно начинать игры типа «Поехали, поехали». Посадив младенца на колени, легко подбрасывайте его, приговаривая: «Поехали, поехали, с орехами, орехами, по ровненькой дорожке». Чуть позже можно добавить еще одну игру — «По кочкам, по кочкам». Покачивая малыша, приподнимайте по очереди колени, а затем: «В ямку — бух!», — раздвиньте колени, слегка провалив малыша между ними. Сначала проделайте «падение» с осторожностью, чтобы не напугать ребенка. Со временем резкое «падение» будет вызывать у него восторг и бурное веселье.

Если игра доставляет удовольствие и радость малышу, как правило, доволен и взрослый. Успех игры прибавляет ему уверенности в себе как родителе. А для младенца то, что вам весело с ним, тоже значит немало: ведь он прилагал много усилий для того, чтобы и вам было интересно играть — смеялся, вскрикивал, прыгал. Он стремился показать, как ему нравится то, что вы делаете.

Источник: В.Н. Челнокова «Первый год малыша: месяц за месяцем».

Leave a Reply